Современная музыкотерапия сформировалась с созданием и развитием музыкально-психотерапевтических центров в ряде стран в середине ХХ-го века.
Шведская школа музыкотерапии, основанная Фритцем Фридманом в 1940-х годах, основывается на понятии психорезонанса. Она считает, что музыка может влиять на психическое состояние человека, вызывая резонанс в его эмоциональной сфере. В шведской школе акцент делается на самовыражении и самоосознании через музыку.
Американское направление музыкотерапии, развившееся в середине ХХ века, связывает музыкотерапию с психоанализом. Оно уделяет большое внимание разрешению психологических конфликтов и проблем через использование музыки. Американская школа музыкотерапии акцентирует внимание на работе с непосредственными эмоциями и переживаниями пациента.
Немецкая школа музыкотерапии отличается комплексным подходом к лечению, основанном на тезисе психофизического единства человека.
Она считает, что музыка может воздействовать на физическое и психическое состояние человека одновременно. Немецкая школа акцентирует внимание на использовании музыки для улучшения общего благополучия и восстановления физического здоровья.
В сравнении этих направлений можно отметить, что все они признают влияние музыки на психическое состояние человека. Однако шведская школа сосредоточена на самовыражении и самоосознании, американская школа — на разрешении психологических конфликтов, а немецкая школа — на комплексном подходе к лечению. Каждое из этих направлений имеет свои особенности и подходы к использованию музыки в терапевтических целях.