В России Бехтерев активно использовал музыку для лечения неврозов. А Гиляровский становится основоположником ритмики. На её основе создаётся система логопедической ритмики для заикающихся детей. Музыкальные лечебные сеансы внедряются в советских санаториях, особенно психотерапевтического направления.
На этом этапе развития музыкотерапии было разработано несколько основных методик, которые были широко применялись в практике.
- Релаксационная музыкотерапия: этот метод основан на использовании специально подобранной музыки для достижения расслабления и снятия стресса. Музыка с низким темпом, глубокими звуками и плавными мелодиями помогает улучшить физическое и эмоциональное состояние пациента, снизить уровень агрессии и тревожности.
- Индивидуальная музыкотерапия: в этом методе музыкотерапевт работает с пациентом индивидуально, анализируя его личные проблемы и потребности. Музыкальные композиции подбираются с учетом эмоционального состояния пациента и помогают ему выразить свои чувства и эмоции.
- Групповая музыкотерапия: этот метод предполагает использование музыки в групповой среде. Групповые сеансы музыкотерапии могут помочь улучшить коммуникацию, развить социальные навыки и укрепить чувство принадлежности к группе. Участники могут играть на различных музыкальных инструментах, петь вместе или просто слушать музыку.
- Активная музыкотерапия: в этом методе пациент активно участвует в музыкальном процессе, играя на инструментах, пением или движениями под музыку. Этот подход позволяет пациенту выразить свои эмоции и улучшить координацию движений.
- Вокальная музыкотерапия: этот метод использует вокал как основной инструмент. Пациенты могут петь соло или в группе, а также использовать различные техники вокала, такие как голосовое дыхание и импровизацию. Вокальная музыкотерапия может помочь улучшить дыхание, развить речевые навыки и выразительность.
Каждая из этих методик имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и потребностей пациента. Они помогают улучшить физическое и психологическое состояние, развить коммуникативные и социальные навыки, а также повысить самосознание и самооценку.