Василий Фоменко об игре на гуслях (интервью)

Василий Фоменко Интервью Василия Фоменко в связи с фестивалем «Словиша» для новгородского портала «Область Культуры» http://okultureno.ru/, журналист —  Дмитрий Иванов

 

 

Вы учите игре на гуслях… Это сложно?

Я учу только тех, кому интересно. А это всегда легко.
Собственно говоря, учить игре на гуслях мне приходится эпизодически. Основная моя гусельная деятельность –я мастер по изготовлению крыловидных гуслей, реплик, вариантов и экстраполяций.  На фестивалях я устраиваю «гусельные ПРИсиделки» . человек идёт мимо, увидел инструмент, спросил: «Что это?», взял (как правило, вверх ногами), ПРИсел, через пять минут сыграл барыню, ушёл счастливый. И так нон-стопом до вечера.  А на мастер-классах и лекциях, куда пришли люди тоже интересующиеся, но их состав постоянен в течение мероприятия, мы погружаемся глубже в историю и в игру. Это тоже легко и приятно.

Именно так играл Садко? Или в старину играли иначе?

Вряд ли у Садко были гусли того типа, которые дошли до нас в традиции. Здесь скорее всего надо обратиться к музыкальной археологии. А как играли на инструментах, реконструированных Владимиром Ивановичем Поветкиным, мы можем только предполагать. Но основной принцип игры – левая рука глушит лишние в аккорде струны и прищипывает, а правая бряцает, скорее всего тот же.

Что сможет сыграть человек, прошедший Ваш мастер-класс?

Как минимум, Барыню – музыкальный код нашего этноса. Если человек не торопится за ушедшими вперёд  детьми и женами, то ещё и Камаринского. На мастер-классах, часто собираются люди более глубоко вовлечённые в музыку, и тут случаются зачастую просто чудеса музыкального общения.

В век информатики, освоения Марса и торжества Теории Струн, Вы увлекаетесь древними музыкальными инструментами… Откуда такое увлечение?

В молодости я открыл для себя аутентичный фольклор благодаря ансамблю Дмитрия Викторовича Покровского. В студии при ансамбле была инструментальная группа под руководством Владимира Теплова и Сергея Жиркова. Тогда я впервые попал в экспедицию в Псковскую Область, ну а дальше – своим чередом уже четвёртый десяток лет вокруг гуслей.

Как вы считаете, есть ли смысл ввести в школе обучение игре на гуслях на уроках музыки?

Ознакомительный урок нужен для всех, может быть, два. Сплошное обучение, в погоне за часами, усложнит курс настолько, что он уйдёт из области традиционной культуры в сторону академических гуслей. Народная игра проста по своей природе. Другое дело, если  для тех детей, кому интересно участвовать в  ансамбле, где кроме гуслей была бы и песня, и пляска, и другие инструменты, то есть  гусли были бы в родной среде, создать такую студию, то я всеми руками «За».

Есть ли конкуренция за звание «русского музыкального инструмента» между гуслями и балалайкой? Или это надумано?

Звания и кумиры – продукты ассоциативного ряда тех, кто это себе придумывает. Каково образование и мера вовлечённости в тему,  таковы и назначенные символы. На деле, к наиболее популярным инструментам, в обозримом прошлом, я бы присовокупил гармошку. Собственно, она постепенно и вытеснила где — гусли, а где – балалайку.

Возможно ли на гуслях сыграть произведения Ричи Блэкмора или Боба Дилана? Или гусли — строго специфический инструмент для народной музыки?

Народные гусли – инструмент диатонического строя. Без «чёрных клавиш». Хотя, перенастроить можно в любую тональность с любым сочетанием диезов и бемолей. Но только нарисованных в начале пьесы. По ходу пьесы ничего не меняется. Вот и можно сопровождать любые песнопения в двух тональностях – основной и параллельной. Каждый конкретный инструмент ограничен диапазоном высот звучания струн. Поэтому какие-то тональности будут начинаться не с самого низа, и будет другая аппликатура. Ну это теоретически, и нужно только профи музыкантам, а в реальной жизни играют там где привычно и удобно. А что играть – дело вкуса и меры.
Хотя… Я точно считаю вредным, когда некто берёт в руки гусли, и открывая свой дурнозвучащий рот уверен, что все его сразу обязаны полюбить уже только за то, что он,  де, гусляр.

Какими могут стать музыкальные инструменты в будущем? Лет через 300 — 400.

Уже давно народ экспериментрует с вариантами подзвучки гуслей. Я тоже в этом тренде.
Если пофантазировать, то крыловидные гусли (шлемовидные – за скобками), как инструмент со звучанием открытых струн, с возможностью ударить по всем струнам без лажи (именно этим народный инструмент отличается от академического), можно развить путём увеличения числа человеческих пальцев, и струн, соответственно. Это не юмор, в самом деле, если используются электронно приводимые в движение мини-пальчики, то одним движением лишнего пальца можно включить глушение струн для всего аккорда. А если этот большой палец находится под грифовой частью комбинированного инструмента, то тогда и получится полнофункциональный гуслетар. Идея всё ещё не запатентована. Ату, энтузиасты!

Что бы Вы пожелали гостям фестиваля?

Просвещения!